ПОИСКОВО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИГРА
«ЗАЖГИ СВОЮ ЗВЕЗДУ».
Ведущий замысел – создание в Учреждении комфортной атмосферы жизнедеятельности, побуждающей интерес воспитанников к реализации потребности узнать себя, проявлению и развитию своих способностей, индивидуального и коллективного творчества, владению умениями и навыками самоорганизации, самодисциплины и саморефлексии.
Цель игры – содействие в развитии личности воспитанника, способной к самопознанию, саморазвитию и самовыражению через организацию досуговой деятельности, творческой активности, трудовой занятости, психологической поддержки.
Задачи игры –
- Формировать в Учреждении благоприятную среду для личностного развития воспитанников;
- Пробудить интерес каждого ребенка к самому себе, своим способностям;
- Поддерживать и развивать индивидуальные особенности личности, способной реализовать себя в коллективной деятельности.
Правила построения игры –
- Воля и труд дивные всходы дают;
- Всякий человек по делу познается;
- По мере трудов и награда;
- Доброе исполняем, а худое искореняем;
- Веселье делу не помеха;
- В хорошей артели всяк при деле;
- Скажи кто твой друг и, я скажу кто ты;
- Здоров будешь - все добудешь.
Целевые ориентиры -
Свобода – реализация права выбора одного из возможных вариантов проявления своей активности в сочетании с личной ответственностью за выполнение принятого решения.
Оптимизм – уверенность в себе, своих силах и возможностях; кто всем недоволен, тот всем неприятен.
Требовательность к себе – это путь познания и развития себя, достижения намеченных целей.
Любознательность – стремление все знать и всему научиться; познавая мир, познавай и самого себя.
Самопризнание – это способствует эмоциональной уравновешенности, появлению и осуществлению желания самореализоваться.
Человеколюбие – сочувствие, сострадание, взаимопонимание, умение прийти на помощь.
Веселье – радость и удовольствие, получаемые ребенком от жизни; источником радости может стать любое дело и сам процесс труда, когда преодоление препятствий оценивается как победа, а следовательно, приносит удовлетворение.
Сотворчество – построение индивидуальной и коллективной жизнедеятельности на основе творческих устремлений детей и взрослых.
Вся жизнедеятельность воспитанников проходит под девизом «Зажги свою звезду!».
Структура игры
Основные элементы |
Специалисты |
Воспитанники |
Цель игры |
Побудить интерес ребенка к самому себе, помочь в формировании адекватной самооценки и чувства самоуважения |
Познать, понять, проявить и оценить себя |
Участники |
Специалисты по реабилитационной работе, специалисты по социальной работе, психолог, заведующий отделением |
Воспитанники школьного возраста |
Оборудование |
Набор звезд по числу воспитанников, журнал игры, методическая папка, стенд «Зажги свою звезду» |
Личные дневники, школьные дневники, дневник благодарности |
Ориентиры |
Целевые установки |
Модель личности |
Темп игры |
В ходе игры предусмотрены сборы групп детей школьного возраста 1 раз в неделю |
В ходе игры предусмотрены сборы групп детей школьного возраста 1 раз в неделю |
Тактика игры |
Организовать деятельность воспитанников, направленную на развитие физических и познавательных способностей и осуществление самореализации в творчестве. Ситуации строятся на материале имеющегося у детей жизненного опыта с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей. Результаты деятельности за определенный промежуток времени обсуждаются специалистами, озвучиваются на линейке и отражаются на стенде «Зажги свою звезду» |
Участие во всех делах группы, проведение самоанализа, отражение результатов в дневниках благодарности |
Правила игры |
1. Создать условия для реализации способностей, возможностей воспитанников, с учетом его индивидуальных особенностей. 2. Уважительно относиться к мнению воспитанников. 3. Акцентировать внимание на положительных качествах воспитанников |
1. Принимать активное участие. 2. Собирать созвездия. 3. Гореть ярче и ярче. 4. Стал звездой – не зазнавайся. 5. Поддерживать друг друга. Примечание: в ходе игры правила могут добавляться в журнал игры |
Виды сборов |
Сбор – игра, отчет, совет, встреча, итог |
Сбор – игра, отчет, встреча, итог, линейка, самопрезентация. |
Тематика сборов |
Познакомься – это Ты! Взгляд со стороны. Человек среди людей. Разговор по душам. Привал открытых мыслей. Встреча с самим собой. Мои горизонты и др. |
Познакомься – это Ты! Взгляд со стороны. Человек среди людей. Разговор по душам. Привал открытых мыслей. Встреча с самим собой. Мои горизонты и др. |
Результаты игры |
Достижение цели игры. Оценка полученных результатов в соответствии с критериями эффективности |
Представление на сборе самопрезентации «Моя путеводная звезда» (на основе сформированных у ребенка представлений о самом себе) |
Разноцветные звезды на стенде означают:
Красная звезда - «Так держать!» - это уверенность, оптимизм, соответствие поведения ребенка нравственным нормам.
Желтая звезда - «Выбери верный путь!» - это не всегда правильное поведение, отклонение от норм и целей, поставленных перед собой.
Синяя звезда - «Подтянись!» - зажигается, если воспитанник почувствовал, что у него есть серьезные проблемы, когда ребенок не может их преодолеть и, ему нужна помощь других участников игры.
Критерии и способы изучения эффективности поисково–познавательной игры:
- Развитость познавательного потенциала ребенка;
- Нравственная направленность личности;
- Сформированность у воспитанников первоначальных умений самоанализа;
- Креативность личности ребенка;
- Удовлетворенность воспитанника самим собой и жизнедеятельностью в Учреждении.
Диагностический инструментарий
Предмет диагностики |
Методы исследования |
Отношение к отметкам |
Анкета для оценки уровня школьной мотивации Методика «Как ты относишься к отметкам» А.Герасимова. |
Развитие личностных качеств |
Методика Рене Жиля (изучение межличностной сферы ребенка) "Лесенка" (диагностика самооценки, В.Г. Щур) Методика «Инакость» А.Герасимова. |
Креативность воспитанников |
Краткий тест творческого мышления П.Торренса |
Дружба в жизни воспитанников |
Методика «Размышляем о жизненном опыте» Н.Е.Щурковой, адаптирована В.М. Ивановой, Т.В.Павловой, Е.Н.Степановым. |
Изучение уровня развития мыслительных операций |
Тест Р.Кеттелла |
Изучение уровня развития воспитанников |
Карта личностного роста |