ПОИСКОВО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИГРА
«ЗАЖГИ СВОЮ ЗВЕЗДУ».
Ведущий замысел – создание в Учреждении комфортной атмосферы жизнедеятельности, побуждающей интерес воспитанников к реализации потребности узнать себя, проявлению и развитию своих способностей, индивидуального и коллективного творчества, владению умениями и навыками самоорганизации, самодисциплины и саморефлексии.
Цель игры – содействие в развитии личности воспитанника, способной к самопознанию, саморазвитию и самовыражению через организацию досуговой деятельности, творческой активности, трудовой занятости, психологической поддержки.
Задачи игры –
- Формировать в Учреждении благоприятную среду для личностного развития воспитанников;
 - Пробудить интерес каждого ребенка к самому себе, своим способностям;
 - Поддерживать и развивать индивидуальные особенности личности, способной реализовать себя в коллективной деятельности.
 
Правила построения игры –
- Воля и труд дивные всходы дают;
 - Всякий человек по делу познается;
 - По мере трудов и награда;
 - Доброе исполняем, а худое искореняем;
 - Веселье делу не помеха;
 - В хорошей артели всяк при деле;
 - Скажи кто твой друг и, я скажу кто ты;
 - Здоров будешь - все добудешь.
 
Целевые ориентиры -
Свобода – реализация права выбора одного из возможных вариантов проявления своей активности в сочетании с личной ответственностью за выполнение принятого решения.
Оптимизм – уверенность в себе, своих силах и возможностях; кто всем недоволен, тот всем неприятен.
Требовательность к себе – это путь познания и развития себя, достижения намеченных целей.
Любознательность – стремление все знать и всему научиться; познавая мир, познавай и самого себя.
Самопризнание – это способствует эмоциональной уравновешенности, появлению и осуществлению желания самореализоваться.
Человеколюбие – сочувствие, сострадание, взаимопонимание, умение прийти на помощь.
Веселье – радость и удовольствие, получаемые ребенком от жизни; источником радости может стать любое дело и сам процесс труда, когда преодоление препятствий оценивается как победа, а следовательно, приносит удовлетворение.
Сотворчество – построение индивидуальной и коллективной жизнедеятельности на основе творческих устремлений детей и взрослых.
Вся жизнедеятельность воспитанников проходит под девизом «Зажги свою звезду!».
Структура игры
| 
 Основные элементы  | 
 Специалисты  | 
 Воспитанники  | 
| 
 Цель игры  | 
 Побудить интерес ребенка к самому себе, помочь в формировании адекватной самооценки и чувства самоуважения  | 
 Познать, понять, проявить и оценить себя  | 
| 
 Участники  | 
 Специалисты по реабилитационной работе, специалисты по социальной работе, психолог, заведующий отделением  | 
 Воспитанники школьного возраста  | 
| 
 Оборудование  | 
 Набор звезд по числу воспитанников, журнал игры, методическая папка, стенд «Зажги свою звезду»  | 
 Личные дневники, школьные дневники, дневник благодарности  | 
| 
 Ориентиры  | 
 Целевые установки  | 
 Модель личности  | 
| 
 Темп игры  | 
 В ходе игры предусмотрены сборы групп детей школьного возраста 1 раз в неделю  | 
 В ходе игры предусмотрены сборы групп детей школьного возраста 1 раз в неделю  | 
| 
 Тактика игры  | 
 Организовать деятельность воспитанников, направленную на развитие физических и познавательных способностей и осуществление самореализации в творчестве. Ситуации строятся на материале имеющегося у детей жизненного опыта с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей. Результаты деятельности за определенный промежуток времени обсуждаются специалистами, озвучиваются на линейке и отражаются на стенде «Зажги свою звезду»  | 
 Участие во всех делах группы, проведение самоанализа, отражение результатов в дневниках благодарности  | 
| 
 Правила игры  | 
 1. Создать условия для реализации способностей, возможностей воспитанников, с учетом его индивидуальных особенностей. 2. Уважительно относиться к мнению воспитанников. 3. Акцентировать внимание на положительных качествах воспитанников  | 
 1. Принимать активное участие. 2. Собирать созвездия. 3. Гореть ярче и ярче. 4. Стал звездой – не зазнавайся. 5. Поддерживать друг друга. Примечание: в ходе игры правила могут добавляться в журнал игры  | 
| 
 Виды сборов  | 
 Сбор – игра, отчет, совет, встреча, итог  | 
 Сбор – игра, отчет, встреча, итог, линейка, самопрезентация.  | 
| 
 Тематика сборов  | 
 Познакомься – это Ты! Взгляд со стороны. Человек среди людей. Разговор по душам. Привал открытых мыслей. Встреча с самим собой. Мои горизонты и др.  | 
 Познакомься – это Ты! Взгляд со стороны. Человек среди людей. Разговор по душам. Привал открытых мыслей. Встреча с самим собой. Мои горизонты и др.  | 
| 
 Результаты игры  | 
 Достижение цели игры. Оценка полученных результатов в соответствии с критериями эффективности  | 
 Представление на сборе самопрезентации «Моя путеводная звезда» (на основе сформированных у ребенка представлений о самом себе)  | 
Разноцветные звезды на стенде означают:
Красная звезда - «Так держать!» - это уверенность, оптимизм, соответствие поведения ребенка нравственным нормам.
Желтая звезда - «Выбери верный путь!» - это не всегда правильное поведение, отклонение от норм и целей, поставленных перед собой.
Синяя звезда - «Подтянись!» - зажигается, если воспитанник почувствовал, что у него есть серьезные проблемы, когда ребенок не может их преодолеть и, ему нужна помощь других участников игры.
Критерии и способы изучения эффективности поисково–познавательной игры:
- Развитость познавательного потенциала ребенка;
 - Нравственная направленность личности;
 - Сформированность у воспитанников первоначальных умений самоанализа;
 - Креативность личности ребенка;
 - Удовлетворенность воспитанника самим собой и жизнедеятельностью в Учреждении.
 
Диагностический инструментарий
| 
 Предмет диагностики  | 
 Методы исследования  | 
| 
 Отношение к отметкам  | 
 Анкета для оценки уровня школьной мотивации Методика «Как ты относишься к отметкам» А.Герасимова.  | 
| 
 Развитие личностных качеств  | 
 Методика Рене Жиля (изучение межличностной сферы ребенка) "Лесенка" (диагностика самооценки, В.Г. Щур) Методика «Инакость» А.Герасимова.  | 
| 
 Креативность воспитанников  | 
 Краткий тест творческого мышления П.Торренса  | 
| 
 Дружба в жизни воспитанников  | 
 Методика «Размышляем о жизненном опыте» Н.Е.Щурковой, адаптирована В.М. Ивановой, Т.В.Павловой, Е.Н.Степановым.  | 
| 
 Изучение уровня развития мыслительных операций  | 
 Тест Р.Кеттелла  | 
| 
 Изучение уровня развития воспитанников  | 
 Карта личностного роста  | 










