Эффективное общение.
Эффективное общение предполагает наличие взаимного уважения. Взаимное уважение, в свою очередь, означает, что и дети и взрослые откровенно и без страха критики или осуждения могут выражать свои убеждения и чувства, зная, что они будут приняты. Что значит приняты? Принять – значит показать, что вам понятны чувства ребёнка, даже если вы и не разделяете его убеждения.
Человек, умеющий хорошо слушать, сконцентрирован на том, что ему говорят. Он смотрит ребёнку в глаза, наклонен к нему, часто повторяет: «Я тебя слушаю внимательно!» Иногда он молчит, иногда отвечает.
- Слушая ребёнка, дайте ему понять и прочувствовать, что вы понимаете его состояние, чувства, связанные с тем событием, о котором он вам рассказывает. Для этого выслушайте ребёнка, а затем своими словами повторите то, что он вам рассказал. Вы убьёте сразу трёх зайцев:
- ребёнок убедится, что вы его слышите;
- ребёнок сможет услышать самого себя как бы со стороны и лучше осознать свои чувства;
- ребёнок убедится, что вы его поняли правильно.
Поглощённый проблемой или чем-то ещё расстроенный человк обычно теряет ощущение перспективы. Внимательно слушая, мы помогаем ребёнку разобраться в вопросе, «переварить» проблему.
- Слушая ребёнка, следите за его мимикой и жестами, анализируйте их. Иногда дети уверяют нас, что у них всё в порядке, но дрожащий подбородок или блестящие глаза говорят совсем о другом. когда слова и мимика не совпадают, всегда отдавайте предпочтение мимике, выражению лица, позе, жестам, тону голоса.
- Поддерживайте и подбадривайте ребёнка без слов. Улыбнитесь, обнимите, подмигивайте, потрепите по плечу, кивайте головой, смотрите в глаза, возьмите за руку.
- Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на вопросы ребёнка. Ваш тон «говорит» не менее ясно, чем ваши слова. он не должен быть насмешливым. У вас может не быть готовых ответов на все вопросы.
- Поощряя ребёнка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает.
Поразмышляйте на эту тему, можно написать на одном листке бумаги реальное общение с ребёнком и проверить его.
Педагог-психолог Г. И. Никишева