Казённое учреждение Омской области "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Забота " города Омска"
Практикум
Компетентная семья
Разработала: психолог отделения
по предоставлению временного приюта
КУ «СРЦН «Забота» города Омска»
Конструктивные детско - родительские отношения - самое важное условие для нормального психического и эмоционального развития ребёнка. Доказано, что для формирования общения большое значение имеет установление эмоционального контакта, который проявляется через интерес взрослого к ребёнку и поддержание взрослым взглядов ребёнка во время общения. Дети реагируют на эмоциональную окраску раньше, чем на значение слов. Эмоции способствуют социальному и нравственному развитию, поэтому важно, чтобы родитель в воспитании своего чада использовал позитивные эмоции и эффективные приёмы во время общения с ребёнком
Данная программа разработана на основе эмоционально- коммуникативной ролевой игры "School kids", разработанной Людмилой Депутатовой руководителем "Школы развития эмоций".
Идея практикума "Компетентная семья" - научить родителей и детей конструктивному общению и сохранить целостность семьи, как ячейки общества, сформировать положительные эмоции во время общения, избавиться от стереотипов в общении с ребёнком, которые не работают, получить новый опыт общения, через развитие эмоционального интеллекта.
Программа включает в себя 8 практических занятий с элементами ролевой игры.
Целевой группой являются родители и дети подросткового возраста, находящиеся в конфликтных отношениях, имеющие трудности в общении и в взаимодействии.
Цель программы – научить родителей конструктивному общению с ребенком через развитие эмоционального интеллекта.
Задачи:
- повысить уровень эмоционального интеллекта родителей и подростков; расширить компетенции в понимании эмоций;
- повысить уровень коммуникативных навыков в общении и взаимодействии родителей с подростками;
обучить навыкам управления эмоциями.
Длительность занятия 1 час, регулярность занятии 2-3 раза в неделю. Коррекционный эффект закрепляется в течение недели через выполнение домашнего задания для родителя и ребёнка в рабочей тетради.
Особенность практикума заключается в использовании игровых карточек, которые косвенно работают с сознанием участников и уменьшают сопротивление в коррекционном процессе.
В ролевой игре используются карточки с эмоциями, карточки с семейными ролями, карточки - инструменты управления эмоциями, карточки эффективной коммуникации, карточки – ситуации.
Для выполнения домашнего задания используется рабочая тетрадь с заданиями для родителей и детей.
Карточки помогают раскрыть и осознать чувства, свою роль, а выбор карточки – инструмента поможет открыть новое взаимодействие и способ саморегуляции в ситуации. Участники самостоятельно меняют неэффективные приёмы общения и поведения на эффективные и закрепляют новый опыт на практике в рабочей тетради, выполняя задания.
В работе обязательно есть правила взаимодействия между участниками.
В процессе каждой консультации важно соблюдать этапы ведения, следить за развитием динамики взаимодействия между участниками.
Этапы проведения занятия:
1 этап. Создание условий для диалога между сторонами
2этап. Организация диалога между сторонами
3 этап. Коррекционные действия.
4 этап. Обсуждение будущего
5 этап. Заключение соглашения на закрепление коррекционного действия дома в течение недели.
6 этап. Рефлексия встречи
Критерии эффективности:
– улучшится коммуникация между родителями и детьми;
- сформируется мотивация изменения своего поведения у родителя и ребёнка;
- участники приобретут навыки управления эмоциями;
- повысится самооценка;
- расширятся знания об эмоциях и эффективных приёмах общения и взаимодействия
Содержание занятий.
1.Занятие.
Эмоции и чувства ребёнка
Стимульный материал; карточки с эмоциями.
Цель: повысить компетенции родителя и подростков в понимании эмоций.
Задачи:
- познакомить с гаммой эмоций;
-запомнить эмоции через игру.
Этапы проведения занятия:
1 этап. Создание условий для диалога между сторонами
2этап. Организация диалога между сторонами
3 этап. Коррекционные действия.
4 этап. Обсуждение будущего
5 этап. Заключение соглашения на закрепление коррекционного действия дома в течение недели.
6 этап. Рефлексия встречи
Порядок проведения:
Знакомство с участниками занятия.
Знакомство участников с правилами общении в группе.
Правила
Правило уважительного отношения к высказываниям и чувствам участников семейного консультирования
Безоценочное принятие
Эффективное слушание (не перебивать говорящего, выслушивать до конца, задавать уточняющие вопросы)
Высказываться по существу темы
Принимать активное участие в обсуждении темы без отказа от своего голоса в теме разговора, отказать можно 1 раз
Выполнять домашние задания после занятия.
Игра "Угадай эмоцию".
Игра
Инструкция: вытащи карточку из колоды и изобрази эмоцию так, чтобы она была понятна другим или как на картинке.
Обсуждение игры по очереди с учётом принятых правил.
Вывод: что нового узнал, чем занятие было полезно.
Домашнее задание: в рабочей тетради отмечай свои эмоции в конце дня самые сильные, которые были значимыми для тебя, какие события были с ними связаны.
2.Занятие.
Как эмпатия поможет при страхе и грусти
Цель: осознать, как эмпатия помогает при страхе и грусти.
Задачи:
-познакомить родителя и подростка с техникой эмпатического слушания и алгоритмом оказания помощи и поддержки при страхе и грусти.
Этапы проведения занятия:
1 этап. Создание условий для диалога между сторонами
2этап. Организация диалога между сторонами
3 этап. Коррекционные действия.
4 этап. Обсуждение будущего
5 этап. Заключение соглашения на закрепление коррекционного действия дома в течение недели.
6 этап. Рефлексия встречи
Порядок проведения:
1. Поделится своим опытом ведения дневника, рассказать что было новым, какие выводы сделали.
2. Повторить правила общения в группе.
3.Ролевая игра "Schkool kidsl, без карточек "стереотипы"
Инструкция прилагается.
Обсуждение игры по очереди с учётом принятых правил.
Вывод: что нового узнал, чем занятие было полезно.
Домашнее задание: записать свои страхи и найти решение, как ты с ними справишься.
3.Занятие
Стереотипы в общении почему они не работают
Цель: получить новый опыт общения.
Задачи:
-выявить побочные действия стереотипов в общения
-познакомить участников с эффективными приёмами коммуникации.
Этапы проведения занятия:
1 этап. Создание условий для диалога между сторонами
2этап. Организация диалога между сторонами
3 этап. Коррекционные действия.
4 этап. Обсуждение будущего
5 этап. Заключение соглашения на закрепление коррекционного действия дома в течение недели.
6 этап. Рефлексия встречи
Порядок проведения:
1. Поделится своим опытом ведения дневника, рассказать что было новым, какие выводы сделали.
2. Повторить правила общения в группе.
3.Ролевая игра "Schkool kidsl
Инструкция прилагается.
Обсуждение игры по очереди с учётом принятых правил.
Вывод: что нового узнал, чем занятие было полезно.
Домашнее задание: тренировать новый опыт общения с ближайшим окружением и в социуме. Записать выводы в дневник.
Занятие 4.
Причины непослушания
Цель: просветить родителей об особенностях возрастного развития и причинах непослушания детей в разном возрасте.
Этапы проведения занятия:
1 этап. Создание условий для диалога между сторонами
2этап. Организация диалога между сторонами
3 этап. Коррекционные действия.
4 этап. Обсуждение будущего
5 этап. Заключение соглашения на закрепление коррекционного действия дома в течение недели.
6 этап. Рефлексия встречи
Порядок проведения:
1. Поделится своим опытом ведения дневника, рассказать что было новым, какие выводы сделали.
2. Показать презентацию по теме
3. Ответить на вопросы родителей
Вывод: что нового узнали, чем занятие было полезно.
Домашнее задание: записать в дневнике, что нового ты узнал о своём ребёнке, как это поможет тебе наладить с ним контакт.
Занятие 5.
Для чего нужны правила в семье.
Цель: сформировать доверие между родителем и ребёнком.
Задачи:
-выработать правила в семье, которые помогут формировать доверительные отношения.
Этапы проведения занятия:
1 этап. Создание условий для диалога между сторонами
2этап. Организация диалога между сторонами
3 этап. Коррекционные действия.
4 этап. Обсуждение будущего
5 этап. Заключение соглашения на закрепление коррекционного действия дома в течение недели.
6 этап. Рефлексия встречи
Порядок проведения:
Повторить правила общения в группе.
Выработать правила, которые помогут сформировать доверительные отношения.
Ролевая игра "Schkool kidsl
Инструкция прилагается.
Обсуждение игры по очереди с учётом принятых правил.
Вывод: что нового узнали, чем занятие было полезно.
Домашнее задание: записать в дневнике, что нового ты узнал о правилах и доверии в семье, как это поможет тебе в твоей семье.
Занятие 6.
Причины злости. Как защитить личные границы
Цель: познакомить участников с причинами, вызывающими злость, научить ребёнка защищать личные границы.
Этапы проведения занятия:
1 этап. Создание условий для диалога между сторонами
2этап. Организация диалога между сторонами
3 этап. Коррекционные действия.
4 этап. Обсуждение будущего
5 этап. Заключение соглашения на закрепление коррекционного действия дома в течение недели.
6 этап. Рефлексия встречи
Порядок проведения:
Поделится своим опытом ведения дневника, рассказать что было новым, какие выводы сделали.
Повторить правила общения в группе.
Ролевая игра "Schkool kidsl
Инструкция прилагается.
Обсуждение игры по очереди с учётом принятых правил.
Вывод: что нового узнали, чем занятие было полезно.
Домашнее задание: записать в дневнике, что нового ты узнал о злости, запиши ситуации которые у тебя вызывают злость, какие причины, что тебе поможет защитить свои границы.
Занятие 7
Как повысить самооценку ребёнку (скука, интерес, удивление)
Цель: повысить ценность личности ребёнка.
Задачи:
- выработать положительные, поддерживающие установки, которые повысят ценность личности ребёнка.
Этапы проведения занятия:
1 этап. Создание условий для диалога между сторонами
2этап. Организация диалога между сторонами
3 этап. Коррекционные действия.
4 этап. Обсуждение будущего
5 этап. Заключение соглашения на закрепление коррекционного действия дома в течение недели.
6 этап. Рефлексия встречи
Порядок проведения:
Поделится своим опытом ведения дневника, рассказать что было новым, какие выводы сделали.
Повторить правила общения в группе.
Ролевая игра "Schkool kidsl
Инструкция прилагается.
Обсуждение игры по очереди с учётом принятых правил.
Вывод: что нового узнали, чем занятие было полезно.
Домашнее задание: записать в дневнике, что нового ты узнал о себе сегодня, что помогало сегодня тебе осознать свою ценность.
Занятие 8
Методы управления эмоциями
Цель: усвоить техники управления своими эмоциями
Этапы проведения занятия:
1 этап. Создание условий для диалога между сторонами
2этап. Организация диалога между сторонами
3 этап. Коррекционные действия.
4 этап. Обсуждение будущего
5 этап. Заключение соглашения на закрепление коррекционного действия в жизни.
6 этап. Рефлексия встречи
Порядок проведения:
Поделится своим опытом ведения дневника, рассказать что было новым, какие выводы сделали.
Повторить правила общения в группе.
Познакомиться с техниками управления своими эмоциями (карточки "инструменты" Schkool kidsl)
Обсуждение по очереди техник которые понравились и вы будете применять в жизни.
Вывод: что нового узнали, чем занятие было полезно.